Многие легковые авто устроены по принципу, позволяющему размещать на них различное оборудование. Речь идет об устройствах, способствующих более продуктивной эксплуатации транспортного средства, увеличению его проходимости, способности к перевозке крупных грузов.
Одним из таких вариантов является фаркоп – специальный элемент, имеющий несложную конструкцию. Обустраивать его на машине можно не всегда. В ряде ситуаций за обнаружение подобного оснащения накладывают штраф.
В материале рассмотрим – как законно использовать фаркоп, чем чревата его установка без сопутствующей документации, какие новые правила появятся в 2024 г. в отношении установки фаркопа на легковые автомобили.
Какие функции выполняет фаркоп?
Фаркопом называют тягово-сцепное устройство, позволяющее крепить к машине прицеп для перевозки грузов. Иногда такое изделие (сокращенно – ТСУ) задействуют с целью перемещения поврежденного транспорта.
Различают три вида прицепной конструкции (съемную, несъемную, условно-съемную). Для установки первого варианта не требуются инструменты – достаточно вращать рукой гайку.
Несъемные приспособления надежно привариваются и предназначены для особо тяжелых прицепов. Условно-съемные решения прикручиваются при помощи болтов и после снятия некоторых элементов остаются на месте.
ТСУ представлено в двух разновидностях – европейской и американской. На территории РФ чаще используют первый тип. Будучи правильно установленным на авто, изделие выглядит достаточно эстетично, не портит его внешний вид.
Рассматриваемое изделие позволяет:
- равномерно распределять тяжесть;
- осуществлять транспортировку содержимого прицепа на разные расстояния;
- буксировать другие ТС (мотоциклы, снегоходы, катера и пр.).
Тягово-сцепное приспособление включает крючок и поперечину. Последнюю крепят к раме или кузову. Крюк сцепляют с балкой. Многие варианты обладают значительной массой, превышающей 1000 кг. Такой вес способствует комфортной перевозке крупных грузов без нежелательного воздействия на транспорт.
Существует ошибочное убеждение – в случае попадания в аварию не дополненное прицепом ТСУ принимает на себя всю тяжесть заднего удара. На самом деле подобная ситуация приводит к еще большему повреждению машины. Именно поэтому во многих странах мира запрещено использовать такую конструкцию без прицепа.
Где разрешена установка?
Автолюбители должны учитывать – тягово-сцепное устройство фиксируется не на всех видах транспорта. Для такой цели подходит немало моделей, где изначально предусмотрен подобный элемент. Это касается решений, располагающих специальными крепежными деталями и необходимыми отверстиями.
В перечне средств, на которые удастся прикрепить изделие:
- Audi A4;
- Skoda Octavia;
- Toyota Corolla;
- Mercedes-Benz C-класса;
- Hyundai Elantra;
- Honda Accord;
- Ford Focus;
- BMW 3-й серии;
- Volkswagen Golf;
- Kia Sportage;
- Nissan Juke, Murano и др.
Чтобы выяснить, допустимо ли устанавливать ТСУ на конкретное авто, нужно внимательно изучить прилагаемую к нему документацию. Как правило, такого рода сведения содержатся в нагрузочной таблице.
Во многих случаях о возможности фиксации прицепной части говорится в строке «Максимальная допустимая масса автопоезда». Также можно проконсультироваться с профессионалами, занимающимися продажей подобной продукции.
Прежде чем установить ТСУ, следует изучить его технические характеристики, разрешение для определенной модели, учесть планируемую нагрузку. Это позволит безошибочно установить грузоподъемность изделия, обеспечить максимальную безопасность при поездках.
Обязательная документация
Установка ТСУ предусматривает не только соответствие машины этой цели. Также потребуется располагать определенными документами:
- руководством по эксплуатации автотранспортного средства;
- документами, подтверждающими полное соответствие используемого фаркопа модели легкового автомобиля;
- паспортом ТСУ, где содержится отметка о его установке;
- сертификатом на тягово-сцепное устройство, выступающим доказательством, что изделие отвечает требованиям Технического регламента;
- товарными чеками, накладными, предоставляемыми в месте приобретения конструкции.
Оригиналы перечисленных выше документов могут храниться дома. Закон не требует от автовладельцев обязательно возить их с собой и каждый раз предъявлять сотрудникам ГИБДД.
Оформление фаркопа на легковом автомобиле в 2024 году – этапы регистрации
Регистрировать приспособление необходимо в двух случаях:
- Если модель транспорта не предусматривает его использования.
- Если владелец машины использует тягово-сцепное изделие без сертификата.
Чтобы законно применять рассматриваемый элемент, потребуется внести изменения в конструкцию автомобиля (выполнить тюнинг) и поставить в свидетельство о регистрации ТС соответствующую отметку.
Сначала автовладельцу нужно посетить специальную аккредитованную лабораторию, где выдается заключение (после тщательного осмотра техники, уточнения возможности применения фаркопа). На следующем этапе все согласуют с ГИБДД. В службу технадзора подают заключение лаборатории и заявление.
Далее устанавливают прицепное устройство (самостоятельно или в специализированном сервисе) и получают протокол экспертизы, проведенной в аккредитованной лаборатории. Здесь планируемые изменения сравнят с итоговым результатом и сделают официальные выводы.
Для регистрации в 2024 году фаркопа для легкового автомобиля потребуется подготовить пакет документов: оригинал и ксерокопии действующего паспорта, заявление-декларацию от исполнителя работ, СТС и паспорт ТС, копии сертификатов соответствия ТСУ, квитанцию об оплате государственной пошлины размером 800 руб.
Штраф за отсутствие документов к ТСУ
Закон о фаркопах для легковых автомобилей гласит – в 2024 г. использование незарегистрированного, не имеющего всех обязательных документов ТСУ повлечет за собой наложение штрафа. Сумма последнего будет начинаться от 500 рублей.
Денежное взыскание или пребывание машины на штрафстоянке также предусмотрены для водителей, использующих:
- прицепное изделие, не соответствующее модели транспортного средства;
- самодельную тягово-сцепную конструкцию;
- неисправный элемент.
Во всех приведенных случаях сотрудник ГИБДД имеет полное право оштрафовать автомобилиста согласно ч. 2 ст. 12.5 КоАП. В некоторых ситуациях он может ограничиться предупреждением.
Подведем итоги
Для транспорта, в котором предусмотрена возможность применения фаркопа, регистрация не требуется. Необходимо лишь установить его самостоятельно или в специализированном сервисе. Если модель машины не предполагает наличия ТСУ, потребуется оплатить услуги лаборатории и посетить ГИБДД.
В 2024 г. минимальный штраф за фаркоп на легковом автомобиле, установленный или используемый неправильно, составит 500 руб. Его можно избежать, если инспектор будет полностью уверен в том, что нарушитель исправит выявленный недостаток в кратчайшее время.