В продолжение реформ в сфере обучения Государственной Думой 14 сентября 2022 года были приняты изменения в ряде статей федерального образовательного закона № 273 от 2012 года.
Депутаты работали в ускоренном режиме и приняли поправки за один день с небольшим перерывом в первом и во втором чтении. Школьные программы для начальных классов в 2023-2024 учебном году, а также частично для средней школы станут разрабатываться по новому принципу.
- Как школы будут выбирать школьные программы в 2023-2024?
- Изменения в школьных программах согласно ФГОС в 2023-2024
- Виды школьных программ в 2023-2024
- Авторские
- Традиционные программы
- Экспериментальные или развивающие
- Учебные программы для начальных классов в 2023-2024 году
- Программа «Начальная школа 21 века»
- Школа России
- Перспективная начальная школа
- Гармония
- Начальная инновационная школа
- Планета знаний
Как школы будут выбирать школьные программы в 2023-2024?
Законодательством определены рамки, которыми школы могут руководствоваться при выборе программы обучения. Цель нововведений — привести систему образования к единому стандарту качества, ликвидировать разницу в базовом содержании материала в различных учебных заведениях.
До осени 2022 образовательные учреждения могли самостоятельно разрабатывать систему обучения на основе рекомендаций Министерства просвещения. Теперь введены единые федеральные общеобразовательные программы. Право на собственную разработку за школами и преподавателями сохраняется, но с учетом неизменного минимума.
Изменения касаются начальной школы по предметам — русский язык, окружающий мир и чтение. В средней школе новые стандарты относятся к гуманитарным дисциплинам:
- русскому языку;
- литературе;
- истории;
- обществознанию;
- ОБЖ;
- географии.
Для физики, математики требования остались прежними. Тестирование на едином экзамене также будет строиться на принципе общности и цельности требований.
Благодаря федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) формируется ориентир — планка, ниже которой качественное содержание программ и предположительные результаты обучения по ним недопустимы. Разрешается оптимизация на базе рекомендованного уровня.
Изменения в школьных программах согласно ФГОС в 2023-2024
Исключается вольное трактование некоторых тем, вызывавшее недоумение школьников при переходе из одной школы в другую. Единообразие поможет возродить лучшее от советских традиций, сохранить преемственность поколений, историческое наследие нашей страны.
Министерство образования поручило разработать ФООП до 1 января 2023г. Эти школьные программы в 2023-2024 учебном году станут обязательной основой не только для муниципальных, но и для частных школ. Неукоснительными к исполнению станут также составленные на федеральном уровне календарный план воспитательной работы и рабочая программа воспитания.
Обновленные принципы, на которых базируется образование с 2023 года:
- создание унифицированной системы обучения в школах страны;
- обеспечение доступности программы обучения для всех сторон образовательного процесса — учителей, учеников и их родителей;
- комплексное развитие образовательных, жизненных и личностных навыков;
- конкретизация требований к структуре обучения и уровню усвоенных знаний;
- уточнение предметного списка и тем каждого года обучения.
В перспективе программа для начальной школы предполагает замену учебников. Сделано это будет не сразу, а в течение 5 лет, пока экспертное заключение на них имеет силу.
Виды школьных программ в 2023-2024
Готовые комплексы учебной и методической литературы (УМК), которые используются учебными заведениями, могут быть традиционными или развивающими с инновационными элементами обучения. Различие заключается в подаче материала, в организации учебного процесса.
Авторские
Любой педагог имеет право на составление собственной рабочей программы на основе типовой, но целиком создание УМК представляет собой уникальный труд и закономерно является заслугой множества специалистов. В условиях единства целей, задач, принципов и содержания, у каждого учебника, рабочего пособия существует свой автор.
Министерство просвещения одобряет авторские системы в случае, если они позволяют школьникам усвоить необходимый минимум знаний. Создатели используют как привычные методы, так и новаторские решения в подаче материала, организации занятий, включение в учебники дополнительной информации.
Традиционные программы
Принцип обучения в традиционном ключе — постепенное движение от простейшего к сложному. Особенно рекомендуется для детей без предварительной подготовки в чтении и письме или со слабыми навыками.
Главной целью является сохранение преемственности с дошкольным образованием. Большое внимание уделено воспитанию интереса к истории родной страны, ориентации на духовные и семейные ценности.
Многие родители считают традиционную систему приемлемой для ребенка в условиях постоянной занятости на работе. В зависимости от программы используются различные способы развития способностей, духовных потребностей и навыков в стремлении к самообразованию.
Экспериментальные или развивающие
Во главу угла развивающих систем положено несколько принципов:
- существенная доля теоретических знаний;
- высокий уровень сложности;
- быстрые темпы усвоения материала;
- осознание процесса познания нового.
Процесс обучения построен не только за счет получения готовой информации и последующего использования. Обязательно присутствует творческий этап. Ученики участвуют в исследованиях, поэтому домашние задания чаще носят индивидуальный характер, а на уроках приветствуется проявление нестандартного мышления.
Учебные программы для начальных классов в 2023-2024 году
Программы обучения в начальной школе 2023 создаются на базе утвержденной учебной и методической литературы. Каждая разрабатывается с учетом того, что дети приходят в первый класс с определенным багажом навыков.
Программа «Начальная школа 21 века»
Учебная программа в начальной школе создана по типу развивающей. Разработана под руководством профессора Натальи Федоровны Виноградовой. Базируется на личностном подходе к каждому ученику. Вместо простой информативности уроков предлагается построение в форме диалогов. Дети сознательно подходят к процессу обучения в условиях совместной деятельности.
В приоритете развитие познавательного интереса, умение объективно оценивать собственные возможности. Хорошие результаты показывают дети с навыками быстрого чтения и счета, крепкие эмоционально и физически.
Школа России
Программа начальной школы принадлежит к традиционному типу. Содержит полный комплект УМК для всех дисциплин, включая иностранные языки. Основы методики заимствованы в отечественной школе советского периода, усовершенствованы и доработаны с учетом современных инноваций.
Лучшие традиции фундаментальных основ российского образования эффективно сочетаются с принципами глобальной ориентации на дальнейшее развитие.
Большое внимание уделяется патриотическому и общему духовно-нравственному воспитанию. Большинство детей справляется с нагрузкой, даже если только начинают читать. Математика может показаться простоватой и скучной для ребят с математическим складом ума.
Перспективная начальная школа
Предполагает формирование индивидуальности в условиях педагогической поддержки. В качестве принципов построения диалога учитель\ученик используются:
- непрерывность развития;
- укрепление здоровья школьников в физическом и психологическом плане;
- целостность восприятия мира.
С целью раскрытия индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учебная деятельность организуется специальным образом. Школьники могут примерить на себя роли учителя, ученика или организатора занятия. Ситуации заставляют искать дополнительные источники информации, выстраивать линии общения, то есть реализуется концепция системного подхода и деятельности.
Гармония
Программа из числа развивающих направлена на развитие умственной деятельности путем анализа, проведения аналогий и обобщений. Была выведена из рекомендованных в 2016г, но с 2020г учебники для ее реализации снова включены в федеральный перечень.
Большое значение придается самостоятельной работе учеников, умению рассуждать и делать выводы.
По мнению учителей инновационные технологии помогли накопить массу ценных идей по оптимизации учебного процесса. Родители неоднозначно относятся к способам ведения занятий, своеобразным практическим заданиям. Восторженные отзывы чередуются с жалобами на сложность осваивания.
Начальная инновационная школа
Сочетает ценности традиционного образования с элементами развивающих принципов обучения. Формирует отношение к знанию как к материалу для формирования личности школьника.
Среди принципов построения урока важное место занимают систематичность, доступность и посильность, а также наглядность преподавания в комплексе с активным участием детей в учебном процессе.
Система предусматривает работу с учениками разного уровня успеваемости. Приветствуется индивидуальный подход и создание благоприятной обстановки, когда учащиеся сознательно подходят к учебе. Много внимания уделяется здоровому и безопасному образу жизни. УМК содержит поурочную часть и методику внеурочной деятельности.
Планета знаний
«Планета знаний» — программа для начальной школы, основанная на традиционных ценностях и единстве картины мира в представлении детей. Концепция обучения построена путем реализации каждым ребенком права на успех и права на ошибку.
Учебники разрабатывались с учетом возрастных особенностей. Вариативность заданий позволяет создать комфортную обстановку, независимо от потенциала детей. Знаковое отличие от других программ — целостная структура методических и учебных материалов, системное и логичное преподавание.