Ленинградское метро было запущено в ноябре 1955 года.
Оно стало вторым подземным транспортом в Советском Союзе после московского метрополитена и считается самым глубоко расположенным в мире из-за близости грунтовых вод.
Первая ветка соединяла северо-восток и юго-запад города с центром и состояла из 7 станций и депо. На плане метро современного Санкт-Петербурга она сейчас имеет красный цвет и называется Кировско-Выборгской. Сегодня в городе действуют 5 линий, в процессе строительства шестая, а перспективе – откроются еще две. Именно планам развития метро СПБ и посвящена эта статья.
План строительства новых станций метро СПБ до 2030 года
72 станции метро ежедневно открывают свои двери для жителей и гостей города на Неве. Согласно постановлению правительства о развитии транспортной инфраструктуры, принятого в 2020 году, в ближайшее десятилетие должны быть построены десятки новых станции метро в Санкт-Петербурге, которые удлинят существующие линии, а также 2 депо.
Уже сегодня ведется активное строительство на Лахтинско-Правобережной и Красносельско-Калининской линиях. Здесь запланирован ввод четырех станций, три из которых (Большой проспект или Горный институт, Путиловская и юго-Западная) будут открыты для пассажиров в ближайшее время. Вот как будет выглядеть схема метро Петербурга 2024:
Подробнее о строящихся станциях будет рассказано ниже, а пока продолжим делиться планами на последующие годы.
В 2026 году планируется открыть для приема поездов станцию Театральная, строительство которой уже идет на четвертой линии. Будет продлена Невско-Василеостровская ветка от Беговой. Здесь запустят две станции: Богатырская и Каменки.
2027 год ознаменуется пуском нового депо на Красносельской.
В 2028 году удлинится Фрунзенско-Приморская линия. За Комендантским проспектом начнет работать станция Шуваловский проспект. А станция Балтийская первой линии обретет второй вестибюль, который позволит пассажирам выходить к бывшему Варшавскому вокзалу.
2029 год порадует продлением сразу двух веток:
- Лахтинско-Правобережная после станции Улица Дыбенко получит новую конечную – Кудрово;
- Красносельско-Калининская (существующая сегодня только в виде проекта 6 линия) прирастет четырьмя новыми станциями.
Ожидается ввод второго Правобережного депо за Кудрово. Василеостровская обретет второй вестибюль на 10 линии острова, что позволит уменьшить нагрузку на единственный вход в часы пик. Также будет построен переход на планируемую седьмую Кольцевую линию, строительство которой планируют закончить к 2040 году.
2030 год обещает питерцам продлить еще 2 линии:
- еще увеличится Лахтинско-Правобережная, за Горным институтом появятся 2 новые станции – Гавань и Морской фасад;
- в обе стороны продлится Красносельско-Калининская ветка. От Каретной можно будет добраться до второй станции Лиговского проспекта, Знаменской и Суворовской, а от Юго-Западной – до Петергофского шоссе, улицы Доблести, Брестской и Сосновой поляны.
Таковы планы питерских метростроевцев на ближайшие годы. Воплотятся ли они в реальность, покажет время. Скоро можно будет сравнить новую карту метро СПБ с текущими данными.
Самой последней новостью на строительстве метро СПБ является тестовый запуск тоннелепроходческого комплекса «Щит», который вернулся из командировки в Москву. После возвращения техника была восстановлена и приведена в рабочее состояние. Комплекс начал прокладывать двусторонний тоннель к будущим станциям Невско-Василеостровской линии.
Новые станции метро Санкт-Петербурга в 2024 году
А теперь подробно расскажем о новых станциях, которые появятся на карте метро СПБ в 2024 году. Сначала поговорим о строящейся шестой или коричневой линии. Она будет проходить почти параллельно старейшей первой линии. Это сделано с целью разгрузить пассажиропоток на центральных станциях города. Предлагаем взглянуть на карту метро Питера 2024 года с нанесенной новой веткой:
Путиловская
Первый участок шестой линии между станциями Путиловская и Юго-Западная составит 5150 м и находится в Красносельском районе. Обе станции будут находиться глубоко под землей и выполнены в едином дизайнерском решении.
На Путиловской можно сделать пересадку на первую ветку. Вход на новую станцию располагается в сквере на улице Васи Алексеева. Вестибюль предполагает 2 надземных торговых этажа и один подземный, на котором производится посадка и высадка пассажиров. К их услугам будут 3 зала шириной более 16 м. Современный стиль хай-тек в оформлении Путиловской подчеркнет сочетание нержавеющей стали и светлого цвета каменных плит пола и потолка. Особую легкость станции придает оформление с помощью арок. Оформление будет схоже с уже действующими Звенигородской и Международной.
Спроектировано и установлено оборудование для безопасного нахождения горожан на платформе, в том числе охранная и пожарная сигнализации, а также полная доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Юго-Западная
Вторая станция коричневой линии, которая временно будет исполнять обязанности конечной, также расположена в Красносельском районе на перекрестке улиц имени двух маршалов: Жукова и Казакова. Может быть, именно благодаря этому в оформлении Юго-Западной преобладает военная история. Над эскалатором будет расположен витраж с подсветкой.
Вестибюль Юго-Западной будет находиться на поверхности и иметь форму шестигранника. Над ним расположится торгово-офисное здание.
Кстати, окончательное название будущей станции еще не определено. Были предложения о названии Маршальская, а губернатор считает, что лучшим выбором станет название Казаковская. Осталось совсем немного времени, когда петербуржцы узнают, под каким именем начнет работу новая станция.
Горный институт
Горный институт – новая станция уже действующей четвертой линии метро. Она расположится за Спасской, которая сейчас является конечной Лахтинской ветки. Подробности можно рассмотреть на схеме метро СПБ 2024.
Между Спасской и Горным институтом находится станция Театральная, которая сегодня также в процессе строительства. В 2024 году Театральная не будет открыта для пассажиров, и поезда будут проходить через нее без остановок. Протяженность нового участка составит 3630 м.
Горный институт будет первой станцией четвертой линии Василеостровского района. По проекту будет 2 вестибюля, но первым откроется вход на перекрестке Большого проспекта, 24 и 25 линиями Васильевского острова. Планируется установить 4 эскалатора, а отделка платформы должна воплощать фантазии дизайнеров на тему Венеции. Для поддержания цветового решения обещают использовать голубые мраморные плиты. По замыслу архитекторов так будет выглядеть центральный зал.
Проектное название будущая станция получила в честь находящегося рядом Горного института, здание которого является памятником архитектуры. Это произошло еще 2013 году. Но с тех пор институт изменил наименование и стал именоваться университетом. Поэтому возможно, что платформа будет названа в честь Большого проспекта (хотя в Петербурге есть еще одна улица на Петроградской стороне с таким названием). Градоначальники опасаются путаницы. По этой же причине отвергнуто название Косая линия.
Схема метро СПБ 2024
Итак, в конце 2024 года жителей города ожидает открытие 3 новых станций. Остается надеяться, что они станут украшением города на Неве и избавят от пробок.
Обновленные схемы метро уже доступны в печатном и электронном формате. На официальном сайте Санкт-Петербургского метрополитена можно увидеть интерактивную схему развития подземного транспорта, начиная с появления первой ветки и до наших дней, а также воочию увидеть перспективы дальнейшего развития метро в городе.
Здесь предлагается не менее интересная карта метро СПБ, наложенная на карту города.